ПРОИЗВОДСТВО
НА ГЛАВНУЮ О КОМПАНИИ НАША ПРОДУКЦИЯ КАК НАС НАЙТИ
Хотя искусство ковки известно на Руси
с древнейших времен, начало его
широкому распространению было положено
в XII-XIII вв. - во времена зарождения
древнерусского городского кузнечного
ремесла. Узкая производственная
специализация кузнецов способствовала
созданию замечательных художественных
произведений. Прекрасным примером
русского кузнечного искусства XIII в.
может служить шлем Ярослава
Всеволодовича, выкованный из одного
куска железа.
В XV-XVII вв. кузнечное ремесло
продолжало бурно расти, в Новгороде
и Москве возникали кузнечные корпорации.
Кузнецы селились вместе, образуя слободы
Широкое распространение кузнечного
ремесла стало возможно при активном
росте в этот период металлургической
промышленности.Уже в древние времена
в число вещей, изготовлявшихся
кузнецами, помимо оружия, входили:
дверные ручки, пробои и кольца, петли
дверей и ворот, замки, кресалы для
высекания огня и другие виды изделий.
В народном творчестве XVIII в.
привлекают внимание затейливые кованые
светцы и подсвечники,кованые паникадила.
Примерами высокого развития ремесла
могут служить искусно выполненные
ограды, перила, балконные решетки
Петербурга. Изделия, сохранившиеся
в музеях нашей страны,дают полное
представление об этой отрасли
декоративного искусства. Они
свидетельствуют о богатстве и
своеобразии русской художественной
ковки. Кузнечное дело, считавшееся
необычным,высоким искусством, издавна
было окружено различными поверьями.
Считалось, что кузнецы находились под
покровительством бога Сварога и могли
врачевать болезни, ворожить, отгонять
нечистую силу. Профессия кузнеца казалась
таинственной, связанной с магией.
Техника художественной ковки начиная с
самых ранних периодов и до настоящего
временипочти не изменилась. В этом можно
убедиться, сравнивая как инструменты,так и готовую продукцию этого большого периода. Несмотря на большое разнообразие видов вещей, существует определенное количество технических приемов, применяемых
при их изготовлении.Весь декоративный эффект ковки теснейшим образом связан с этими приемами.Лишь при ознакомлении с техникой кузнечной
работы раскрывается органическая связь декора и технических
приемов ковки.
Ковка - один из наиболее распространенных способов художественной обработки железа. Ударами молота нагретой заготовке придается
нужная форма. Хорошо поддаются ковке малоуглеродистые стали,
наиболее пригодны для художественной обработки мягкие сорта,
содержащие до 0,13% углерода. При повышенном содержании
углерода в стали повышается жесткость, твердость, возрастает
тенденция к закаливанию, что не только затрудняет ковку,
но и препятствует горновой сварке, часто применяемой в
кузнечных работах. У каждого сорта стали своя определенная
температура начала и конца ковки.
Для процесса ковки требуются специальные инструменты. Все этапы
работы над изделием проходят на наковальне.Обычно наковальня прочно закрепляется костылями на невысоком дубовом чурбаке.Вес ее может
быть 100 кг и больше - в зависимости от характера ковки и величины обрабатываемых деталей. Наиболее распространенный тип - однорогая наковальня, Изготовляется она из незакаленной стали с приваренной
сверху закаленной пластиной.На роге удобно загибать металл, а в
отверстия на противоположном крае можно вставлять различные приспособления для сложнорельефной ковки.
Обрабатывают металл при небольших поковках молотком-ручником, им
же указывают место, по которому должен ударять кувалдой молотобоец.
Вес ручника от 1,5 до 3кг.Рабочая часть - плоская, верхняя -
закругленная или заостренная (в виде тупого зубила).Верхняя и
нижняя части закаливаются. Длина ручки 300-400 мм. Кувалда-молот
весит от 4 до 8 кг. Кузнец-молотобоец держит кувалду обеими руками.
Оба конца кувалды плоские.Рукоятка (с целью меньшей отдачи в руки) делается из древесины.
Из горна обрабатываемая деталь (поковка) вынимается и удерживается в процессе работы клещами,имеющими самые различные формы губок. В зависимости от характера детали губки могут быть плоскими,
полукруглыми, трубчатыми. При необходимости их можно нагревать и
изменять в соответствии с профилем поковки.
Для рубки и резания железа применяют секачи и подсечки. В отличие
от зубил, применяемых слесарями, они имеют деревянные ручки.
Подсечку вставляют в отверстие в наковальне.Деталь кладут между
подсечкой и секачем и разрубают ударом кувалды по секачу. Насечку
(несквозную) производят на площадке наковальни, а разрубку пластины
у основания рога во избежание порчи секача. Для пробивки отверстий
служат пробойники разнообразных сечений -круглые, квадратные, прямоугольные и т.д. Чтобы поковке придать граненую, цилиндрическую
или эллипсовую форму, ее обрабатывают вобжимках. Это приспособление
имеет верхнюю и нижнюю части. Верхняя насаживается на деревянную
ручку, нижняя укрепляется в отверстии наковальни. Гладилка
выглаживает поверхность изделия. Нижняя часть ее хорошо отшлифована.
Канавки, углубления и всевозможные ямки наносятся подбойками,
имеющими самую различную конфигурацию. Приспособления для
художественной ковки многообразны. В одном случае это отлитая
стальная плита с углублениями определенной формы и рисунка.
Раскаленную поковку ударами молота вгоняют в углубления, при
этом она принимает их форму. В другом случае применяют стальную
плиту, в которой сверлят отверстия, вставляют штыри имежду ними
гнут раскаленную заготовку (например, завитки для ограды).
Для ковки сложных фигурных элементов предварительно из листового
железа вырезают шаблон. Кузнечных приемов очень много, они имеют определенную последовательность, но,обобщая можно свести их к
основным.
Если длину заготовки нужно уменьшить, увеличив ее поперечное сечение,
применяют осадку. При этом деталь нагревают целиком, ставят
вертикально на наковальню и,прочно удерживая щипцами, бьют кувалдой
по верхнему концу. Необходимо следить,чтобы деталь не гнулась, и периодически выравнивать ее.
Прием, когда утолщают лишь часть заготовки, называется высадкой. При высадке нагретой оставляется лишь часть, подлежащая утолщению. Ковка происходит так же, как и при осадке.
Если нужно увеличить длину детали за счет уменьшения толщины, ее вытягивают. При этом раскаленный прут кладут на наковальню и
расковывают кувалдой по всей длине,периодически поворачивая его
на 90° (если прут квадратного сечения). Для вытяжки круглых
болванок применяют седлообразные обжимки. В процессе ковки следует
все время поворачивать деталь вокруг оси. Аналогичным способом
делается расплющивание в тех случаях, когда часть прута должна иметь форму пластины.
Если поковку необходимо разделить на две части, применяют кузнечную
рубку.При этом деталь нагревают до темно-красного цвета, кладут на наковальню и разрубают ударами молота по секачу. Прорубив поковку
на три четверти, ее переворачивают и заканчивают операцию с обратной стороны.
Очень часто в художественной ковке деталь не прорубают насквозь, а оставляют надрубленной.
Этот прием получает дальнейшее развитие: надрубленные отростки могут
быть вытянуты и превращены в завитки, листья, цветки. Обрубка и
вырубка применяются при изготовлении ажурных деталей со сложным
силуэтом (цветов, розеток).
Очень часто заготовке придается изогнутая форма. В том случае, когда деталь толстая, в месте изгиба происходит искажение заготовки -
утончение ее. Это можно предупредить благодаря предварительной
высадке изгибаемого участка. Если деталь необходимо изогнуть под
углом, используют ребро наковальни или отверстие в ней,
куда вставляют конец заготовки. Нагревать можно лишь участок
детали, подлежащий гнутью. Дугообразный изгиб можно осуществить
на роге наковальни, оправках или штырях,воткнутых в стальную плиту. Хорошо выглядит скрученный стержень. При этом один конец заготовки поворачивается вокруг своей оси по отношению к другому. Один конец
прутка удерживается вторым кузнецом или же зажимается в тиски,
другой продевается в отверстие воротка и скручивается. Свивкой
называется скручивание нескольких прутков между собой. При этом
железо следует нагревать до ярко-красного или даже желтого цвета
во избежание трещин и разрывов.
По окончании подготовительной отделки заготовки ее нужно тщательно
выгладить. Однако этой операцией не следует злоупотреблять,
поскольку кое-где оставшиеся выбоины от молотка придают поверхности
"живой" вид, несут следы ручной обработки материала. При выглаживании гладилка перемещается по металлу постепенно вдоль прутка, причем
в местах изгиба поверхности можно оставлять легкие грани, придающие изделию живописный вид.
К одной из заключительных операций ручной ковки относится насекание
узора.В горячем виде на заготовку могут быть нанесены штрихи,
ломаные линии, сетка,шрифт, изобразительные сюжеты. Плоскость при
этом должна быть относительно ровной, а при насекании колец следует пользоваться оправками или, если кольцо большое, надевать его на рог наковальни. Иногда, отделывая уже готовое изделие, требуется изменить фактуру поверхности, обогатить ее. Это можно сделать подбойками и пуансонами, рабочая поверхность которых, соприкасаясь с металлом,
придает ему нужную фактуру.
В настоящее время широкое распространение получила дуговая и точечная, контактная и газовая сварка, но художественной ковке находят
применение и традиционные виды скрепления деталей. Это - склепка,
сборка на хомутах, горновая сварка.
Сварка достигается размягчением соединяемых деталей до тестообразного состояния и последующей проковкой шва. Этот вид соединения имеет ряд разновидностей - внахлестку,встык и вразруб.Когда детали подготовлены,
их нагревают в кузнечном горне до белого каления.В период нагрева
железо покрывается окалиной.Возникновению окислов препятствует бура,
образующая флюс. После нагрева до 1300° шлак сбивают и стряхивают,
вслед за чем начинается проковка свариваемого места сначала ручником,
а затем кувалдой.

Hosted by uCoz